Посольство Украины в Азербайджанской Республике

, Киев 09:17

Регистрация актов гражданского состояния

Консульское должностное лицо проводит регистрацию рождения ребенка, смерти, брака, расторжения брака, изменения имени граждан Украины.

При регистрации актов гражданского состояния консул руководствуется Конституцией Украины, Гражданским кодексом Украины, Законом Украины «О государственной регистрации актов гражданского состояния», Консульским уставом, Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Украины, другими актами законодательства Украины, которые регулируют брачно-семейные отношения, а также нормами, которые содержатся в международных договорах и соглашениях, участниками которых являются Украина и Азербайджанская Республика.

Для составления актовой записи гражданского состояния заявитель должен представить документы, подтверждающие факты, подлежащие регистрации, а также паспортный документ, удостоверяющий его личность.

Если регистрация актов гражданского состояния была проведена компетентными органами государства пребывания, о чем свидетельствует соответствующий документ, то повторная регистрация в дипломатическом представительстве или консульском учреждении не проводится.

Регистрация рождения, смерти, а также выдача первичных свидетельств о регистрации этих актов гражданского состояния производится без взимания консульского сбора.

За регистрацию других актов гражданского состояния, за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, в том числе в связи с внесением изменений, дополнений, исправлений в записи актов, обновления записей актов гражданского состояния взимается консульский сбор.

Документы, выданные компетентными органами государства пребывания, должны быть заверены в установленном законодательством порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть также переведены на украинский язык и заверенные в установленном законодательством Украины порядке.

Регистрация рождения

Регистрация рождения ребенка производится по месту рождения или по месту жительства его родителей или одного из них по их письменному заявлению, а в случае болезни, смерти родителей или по другим причинам невозможности зарегистрировать рождение - по заявлению родственников, других лиц, уполномоченного представителя учреждения здравоохранения, в котором родился ребенок или в котором на данный момент она находится.

Заявление о регистрации рождения ребенка родители обязаны подать безотлагательно, но не позднее одного месяца со дня рождения ребенка, а при рождении мертвого ребенка - не позднее трех суток. Невыполнение этой обязанности является основанием для возложения на родителей ребенка ответственности, установленной законом.

Если заявление о регистрации рождения поступило по истечению года со дня рождения ребенка и до достижения им 16 лет, то регистрация рождения производится в консульском учреждении по месту жительства ребенка на общих основаниях как первичная, но после порядкового номера указывается «Регистрация с пропуском срока».

В этих случаях одновременно подаются документ медицинского учреждения о рождении ребенка, медицинская справка о состоянии здоровья ребенка на момент регистрации рождения и документы, подтверждающие происхождение ребенка, а именно: свидетельство о браке родителей, о расторжении брака, о смерти родителей или одного из них или соответствующее решение суда.

Если родители или один из них не достигли 18-летнего возраста, то рождение ребенка регистрируется в обычном порядке. Согласие родителей (опекунов) несовершеннолетних отца или матери на регистрацию рождения ребенка при этом не требуется.

Регистрация рождения производится при предъявлении:

а) документа медицинского учреждения о рождении ребенка (переведенного и легализованного в установленном порядке).

В исключительных случаях, при рождении ребенка вне медицинского учреждения,

- Справки врача, который оказал помощь при родах. В случае рождения ребенка дома без медицинской помощи факт и время рождения должны быть подтверждены подписью двух свидетелей, присутствовавших при родах, с указанием их фамилий, имен и отчеств, места жительства и документов, удостоверяющих их личности, в графе "документы, подтверждающие факт рождения ребенка, а также медицинским документом о пребывании ребенка под надзором лечебного учреждения (частного врача);

б) паспортных документов, удостоверяющих личности родителей (одного из родителей). Если документ, удостоверяющий личность одного из родителей, по уважительным причинам не может быть предъявлен, то сведения о втором из родителей в данном случае указываются на основании свидетельства о браке.

в) документа, который является основанием для внесения сведений об отце (свидетельство о браке, заявление матери, заявление отца о признании отцовства, совместное заявление матери и отца ребенка, если родители не состоят в браке, совместное заявление матери и ее мужа о непризнании мужа отцом ребенка совместное заявление отца ребенка и мужа, который находится в браке с матерью).

Если регистрация рождения производится не родителями, а другим лицом, то заявитель должен предъявить паспорт или паспортный документ, удостоверяющий его личность.

Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в актовой записи о рождении по заявлению любого из них.

Жена и муж имеют право подать совместное заявление о непризнании мужа отцом ребенка. В этом случае запись об отце производится по заявлению матери.

Если родители не состоят в браке между собой, происхождение ребенка от матери определяется на основании медицинского свидетельства о рождении, выданного учреждением здравоохранения о рождении ею ребенка, а происхождение ребенка от отца определяется по заявлению матери и отца ребенка, по заявлению мужчины, который считает себя отцом ребенка, по совместному заявлению отца ребенка и мужа, который находится в браке с матерью.

Совместное заявление матери и отца, которые не находятся в браке между собой, может быть подано как после, так и до рождения ребенка. В случае подачи такого заявления до рождения ребенка к нему прилагается документ медицинского учреждения о беременности женщины.

Если заявление о признании отцовства не может быть подано лично, оно может быть предоставлено через представителя или прислано по почте при условии нотариального удостоверения подлинности подписи заявителя на заявлении.

В этих случаях при составлении актовой записи о рождении ребенка фамилия ребенка указывается по фамилии матери, а отчество и сведения об отце - согласно совместного заявления о признании отцовства. Если родители (отец) желают присвоить ребенку фамилию отца, то оно исправляется в актовой записи о рождении на основании вышеуказанных документов.

Если мать ребенка не состоит в браке и не имеет совместного заявления родителей, заявления отца о признании отцовства, совместного заявления отца ребенка и мужа, который находится в браке с матерью, то по заявлению матери фамилия отца ребенка отмечается по фамилии матери, а отчество - по желанию матери.

Если регистрация рождения ребенка производится по заявлению другого лица, а мать ребенка на момент его рождения в браке не состояла, то сведения о родителях записываются по указанию этого лица. В дальнейшем при несогласии матери ребенка с внесенными в актовую запись о рождении сведений об отце ребенка исправления производятся в соответствии с Положением о порядке изменения, дополнения, обновления, аннулирования актовых записей гражданского состояния.

Если в актовой записи о рождении отсутствуют сведения об отце ребенка, то они могут быть внесены в него по письменному заявлению матери, опекуна, попечителя или самого совершеннолетнего ребенка в порядке, предусмотренном Положением о порядке изменения, дополнения, обновления, аннулирования актовых записей гражданского состояния.

Если мать, находящаяся в зарегистрированном браке, при регистрации рождения ребенка заявляет, что ее муж не является отцом ребенка, и в связи с этим просит не указывать его отцом в актовой записи о рождении ребенка, то ее просьба может быть удовлетворена только при наличии письменного заявления самой матери и ее мужа о непризнании его отцом ребенка.

Если гражданин, находящийся в зарегистрированном браке с матерью ребенка, не может лично явиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение для подачи такого заявления, то его заявление, подлинность подписи на котором должна быть нотариально удостоверена и которая подтверждает, что он не является отцом ребенка, может быть подана через представителя.

Если родители имеют общую фамилию, то эта фамилия присваивается и детям.
При разных фамилиях с письменного согласия родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери или двойная фамилия, образованная путем соединения их фамилий. При отсутствии согласия ребенку присваивается фамилия на основании решения суда. В заявлении о присвоении ребенку двойной фамилии родители отмечают, с какой фамилии - отца или матери - должно начинаться фамилия ребенка.

Прекращение брака между родителями не влечет изменения фамилии ребенка.

Имя ребенка определяется по согласию родителей. Имя ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке, в случае отсутствия добровольного признания отцовства, определяется матерью ребенка.

При регистрации рождения другим лицом имя ребенка присваивается по ее указанию.

При регистрации рождения ребенка может быть присвоено не более двух имен, если иное не вытекает из обычая национального меньшинства, к которому принадлежат мать и (или) отец.

В случае отсутствия при регистрации рождения согласия родителей о присвоении имени спор решается судом.

Отчество ребенку присваивается по имени отца.

Если отец имеет двойное имя, то отчество ребенку присваивается по одному из них по выбору родителей. По просьбе родителей отчество может также образовываться в соответствии с национальными традициями либо не присваиваться вообще.

При регистрации рождения ребенка у граждан, в национальной традиции которых не принято указывать отчество, в актовой записи и свидетельстве о рождении ребенка должны записать только ее фамилию и имя.

Отчество ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке, при условии, что отцовство относительно ребенка не признано, определяется по имени лица, которое мать ребенка назвала его отцом.

Сведения о детях, которые родились от брака граждан Украины с иностранными гражданами или лицами без гражданства, вносятся по просьбе одного из родителей лишь в паспортный документ гражданина Украины.

После регистрации рождения родителям ребенка выдается справка для выплаты помощи, о чем делается соответствующая отметка и проставляется подпись заявителя.

Регистрация смерти

Регистрация смерти граждан Украины, умерших за рубежом, производится консулом по последнему месту жительства умершего, по месту наступления смерти, обнаружения тела умершего или по месту захоронения.

В случае регистрации смерти не в том консульском округе, где проживал умерший, консул, который зарегистрировал смерть, сообщает о регистрации смерти дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины, где умерший находился на учете, указав при этом его фамилию, имя, отчество, а также номер и дату актовой записи о смерти.

Регистрация смерти производится по письменному заявлению родственников умершего, компетентных органов страны пребывания, администрации медицинского учреждения, в котором наступила смерть, и других лиц на основании:

- Медицинского документа о смерти, выданного медицинским учреждением (документ, выданный компетентным органом должен быть переведен и легализован в установленном порядке);

- Справки о смерти, выданной компетентными органами государства пребывания (документ должен быть переведен и легализован в установленном порядке).

Регистрация смерти граждан Украины, умерших в пути на морском, речном, воздушном судне, в поезде или другом транспортном средстве, осуществляется в ближайшем дипломатическом представительстве или консульском учреждении Украины при предъявлении заявителем необходимых документов.

В графе «Место смерти» актовой записи о смерти указывается местонахождение дипломатического представительства или консульского учреждения, в котором проведена регистрация смерти.

На основании актовой записи о смерти консул выдает справку о смерти в органы социальной защиты населения для получения пособия на погребение.

При установлении в дальнейшем сведений об умершем, недостающие изменения и дополнения в запись акта о смерти вносятся в соответствии с Положением о порядке изменения, дополнения, обновления и аннулирования актовых записей гражданского состояния.

Регистрация и расторжение брака

Консул осуществляет регистрацию брака исключительно между гражданами Украины, которые на законных основаниях проживают за пределами Украины.

Женщина и мужчина, которые желают зарегистрировать брак, подают лично письменное заявление по установленной форме в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины в стране пребывания.

Если женщина и (или) мужчина не могут по уважительным причинам лично подать заявление о регистрации брака в дипломатическое представительство или консульское учреждение, то такое заявление, подлинность подписей на котором должна быть нотариально заверена, могут подать их представители по доверенности, заверенной в установленном порядке.

Лица, которые ранее состояли в браке, могут зарегистрировать новый брак только при предъявлении документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака (свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти одного из супругов, решение суда Украины или вывод отдела регистрации актов гражданского состояния о признании брака недействительным).

Для граждан Украины, брак которых прекращено за рубежом, таким документом может быть решение суда о расторжении брака, если по законодательству этого иностранного государства оно является окончательным, свидетельство о расторжении брака или смерти одного из супругов или иные документы, подтверждающие прекращение предыдущего брака, которые предусмотренные законодательством иностранного государства, выданные компетентным органом.

Лица, желающие зарегистрировать брак, обязаны предъявить для удостоверения их личности паспортные документы.

Для регистрации брака необходимо взаимное согласие лиц, заключающих брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст установлен в 18 лет для мужчин и в 17 лет для женщин.

Регистрация брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях. Если лица, желающие зарегистрировать брак, в день регистрации брака не достигли брачного возраста, регистрация брака производится только при наличии решения суда о предоставлении права на брак.

Граждане Украины и лица без гражданства, проживающие в Украине, для подтверждения семейного положения с целью регистрации брака в другом государстве подают заявление, заверенное нотариально, в котором лицо сообщает о себе, что  никогда не состоял/ла в браке, или о том, что ранее состоял/ла в браке, но сейчас его/её брак прекращен, и должным образом легализован, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Граждане Украины, проживающие за рубежом, для регистрации брака и подтверждения семейного положения подают аналогичное заявление, заверенное дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины, нотариусом или документ о том, что лицо не состоит в браке, выданный компетентными органами страны проживания, который должен быть надлежащим образом легализован, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

Регистрация брака происходит по истечении одного месяца со дня подачи заявления лицами, желающими заключить брак.

В исключительных случаях, на основании совместного заявления лиц, желающих вступить в брак, и документов, подтверждающих наличие уважительной причины, консул может сократить месячный срок, о чем делается отметка в журнале учета заявлений о регистрации брака.

Если консул при регистрации брака получит письменную информацию о наличии предусмотренных законодательством препятствий к заключению брака, то консул откладывает регистрацию и предлагает заявителю, который предоставил такую информацию, представить в срок не более трех месяцев соответствующие доказательства, подтверждающие наличие этих препятствий.

По просьбе заинтересованных лиц или по своей инициативе консул сам может делать необходимую проверку. Консул сообщает лицам, подавшим заявление о регистрации брака, об отсрочке регистрации брака. При наличии предусмотренных законодательством препятствий для регистрации брака консул отказывает в его регистрации и выдает письменное разъяснение. Если сведения о таких препятствиях не достанут подтверждение, брак регистрируется на общих основаниях.

Регистрация брака по доверенности или через представителя не допускается. Присутствие невесты и жениха в момент регистрации их брака является обязательным.

По согласованию с лицами, желающими заключить брак, консул назначает день и время регистрации брака с соблюдением требований, предусмотренных статьей 32 Семейного кодекса Украины.

Если граждане, желающие заключить брак, не могут появиться по уважительным причинам в консула в установленный им день, то срок регистрации брака на их письменной просьбе переносится на другой день согласно их желанию. Об этом делается отметка на заявлении и в журнале учета заявлений.

В этих случаях срок переноса регистрации брака не может превышать одного года со дня подачи заявления.

Если лица, подавшие заявление, не явились в консульство течение трех месяцев со дня его подачи и не сообщили причину неявки, то заявление теряет силу.
Регистрация брака и выдача супругам свидетельства о браке производится в помещении консульского учреждения в присутствии лиц, вступающих в брак.

Если гражданин Украины при регистрации брака изменил фамилию, то на первой странице паспортного документа проставляется штамп о том, что он подлежит обмену в месячный срок в связи с изменением фамилии при вступлении в брак.

Консул имеет право зарегистрировать расторжение брака между гражданами Украины, если хотя бы один из них постоянно проживает за пределами Украины, в следующих случаях:

- по общему письменному заявлению супругов, не имеющих несовершеннолетних детей;

- по заявлению одного из супругов, если второй из супругов:

- признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим;

- признан в установленном законом порядке недееспособным;

- осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

- на основании решения суда о расторжении брака.

Регистрация расторжения брака на основании решения суда Украины производится консулом только при условии, что брак, который разрывается, был заключен в органах записи актов гражданского состояния Украины. В консульство или дипломатическое представительство подается заявление супругов или одного из них, проживающих за рубежом, которые расторгли брак в судебном порядке в Украине и не зарегистрировали расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния на территории Украины.

Регистрация расторжения брака производится при предъявлении оригинала решения суда (выписки из решения суда) Украины о расторжении брака, вступившее в силу документа об уплате установленной судом суммы государственной пошлины, а также паспортного документа, документа об оплате консульского сбора.

Если один из супругов, расторгает брак, освобожден от уплаты государственной пошлины, то регистрация расторжения брака и выдача ему свидетельства производится независимо от уплаты государственной пошлины вторым из супругов.

Брак расторгается независимо от наличия между супругами имущественного спора.

К заявлению о расторжении брака обязательно прилагается свидетельство о браке, а в случае его отсутствия для подтверждения проведенной регистрации брака истребуется повторное.

Регистрация расторжения брака на основании постановления о расторжении брака по взаимному заявлению супругов предусматривает личное присутствие супругов или одного из них.

Если тот из супругов, который будет отсутствовать при регистрации расторжения брака, желает после развода вернуть свою добрачную фамилию, то он должен указать об этом в заявлении о расторжении брака. Аналогичная запись производится консулом и в постановлении о расторжении брака.

Регистрация изменения имени

Регистрация изменения имени гражданами Украины, которые постоянно проживают за границей, производится консулом по их заявлению.

Имя физического лица, являющегося гражданином Украины, состоит из фамилии, собственного имени и отчества, если иное не вытекает из закона или обычая национального меньшинства, к которому он принадлежит.

Изменение фамилии и имени физическими лицами, которые являются гражданами Украины, разрешается после достижения ими 16-летнего возраста. Физическое лицо, которое достигло четырнадцати лет, имеет право с согласия родителей или одного из родителей, с кем он проживает, или опекуна изменить свою фамилию и имя.

Отчество физического лица может быть изменено в случае изменения его отцом своего собственного имени.

Актовая запись о перемене имени не производится:

- В случае изменения фамилии обоими родителями изменяется фамилия ребенка, который не достиг семи лет;

- В случае изменения фамилии обоими родителями фамилия ребенка, достигшего семи лет, изменяется с его согласия;

- В случае изменения фамилии одного из родителей фамилия ребенка может быть изменено с согласия обоих родителей и с согласия ребенка, достигшего семи лет.

Заявление о перемене имени по утвержденной форме гражданин Украины, который постоянно проживает за границей, подает в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины в стране пребывания.

К заявлению об изменении имени прилагаются:

а) свидетельство о рождении заявителя;

б) свидетельства о браке (если заявитель состоит в браке) или свидетельство о расторжении брака (если брак расторгнут);

в) свидетельство о рождении несовершеннолетних детей;

г) документ, подтверждающий изменение собственного имени отца;

д) фотография.

При подаче ходатайства о перемене имени заявитель предъявляет паспортный документ.

Консул сверяет указанные в заявлении сведения с документами заявителя, разъясняет заявителю последствия, связанные с изменением имени, в частности необходимость обмена документов, а также предупреждает об административной ответственности за сообщение ложных сведений.

Рассмотрение ходатайств об изменении имени производится только при наличии в архивах отделов регистрации актов гражданского состояния актовых записей о рождении, браке, расторжении брака (если заявитель состоит в браке или расторг брак), которые через Министерство иностранных дел Украины в обязательном порядке истребуются консулом и приобщаются к делу.

Если вышеуказанные актовые записи утеряны, ходатайство может быть рассмотрено только после их возобновления в установленном порядке.

Факты, указанные в заявлении, а также документы, которые вызывают сомнения в их достоверности, подлежат проверке путем отправки в Министерство иностранных дел Украины запросов в соответствующие учреждения и организации, расположенные на территории Украины и за рубежом.

Для установления личности заявителя и предотвращения возможности использования изменения имени с целью уклонения от следствия, суда, выплаты алиментов и с другой незаконной целью консул обязан через Министерство иностранных дел Украины направить собранный материал о перемене имени для проверки в органы внутренних дел по последнему месту жительства заявителя в Украине, который подал ходатайство об изменении имени.

Органы внутренних дел проводят соответствующую проверку и через Министерство иностранных дел Украины возвращают в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины все представленные им материалы с заключением о возможности изменения имени заявителя или отказе в этом.

Если в заключении органов внутренних дел будет указано или консулу на основании учетных данных станет известно, что заявитель на момент подачи ходатайства об изменении имени находится под следствием или судом или у него есть судимость, не погашенная и не снятая судом в установленном законом порядке, о чем заявитель не уведомил в ходатайстве, то консул отказывает в изменении имени.

В случае удовлетворения ходатайства консул в письменной форме уведомляет об этом заявителя и разъясняет ему, что в трехмесячный срок необходимо зарегистрировать изменение имени в дипломатическом представительстве или консульском учреждении. В случае нарушения этого срока без уважительных причин разрешение о смене имени теряет силу.

В случае нарушения заявителем трехмесячного срока регистрации перемены имени по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), подтвержденных документально, срок регистрации может быть продлен консулом на срок до одного года со дня направления уведомления заявителю.

Регистрация изменения имени производится в дипломатическом представительстве или консульском учреждении, где принято ходатайство, после уплаты консульского сбора.

После регистрации изменения имени на первой странице паспортного документа гражданина Украины консул делает отметку (проставляет штамп) о том, что паспорт в связи со сменой имени подлежит обмену в течение месячного срока.

Ходатайство об изменении имени должно быть рассмотрено в трехмесячный срок со дня подачи заявителем ходатайства. Срок рассмотрения исчисляется со дня представления заявителем ходатайства в консульство или дипломатического представительства Украины в день получения уведомления консула о результатах рассмотрения ходатайства.

В отдельных случаях с разрешения Министерства иностранных дел Украины этот срок может быть продлен до шести месяцев. В случае необходимости обновления утраченного актовой записи указанный срок приостанавливается


Консульский отдел Посольства Украины в Азербайджанской Республике
Руководитель: Сергийчук Богдан Владимирович
Консул
Адрес:

г. Баку ул. Ю.Везирова, 49

 

Телефон: +99412 441-27-06
Факс: +99412 449-40-96
Эл. почта: emb_az@mfa.gov.ua
График работы:

14:30 – 17:00 (только граждане Украины по предварительной записи)

 Вторник, среда, четверг, пятница:

 10:00-12:30

Прием граждан Украины руководителем дипломатического учреждения:

Каждая первая среда месяца: 10:00-12:30

Примечания:

Внимание: инвалиды, беременные, тяжелобольные, посетители с малолетними детьми принимаются вне очереди.

В нерабочее и неприемное время, в выходные и праздничные дни прием граждан Украины осуществляется в чрезвычайных случаях: утеря паспортных документов, дорожно-транспортное происшествие, смерть близких, арест и т.д.

Телефон «горячей линии» Посольства +99450 255 75 18 (просьба звонить исключительно в случае угрозы жизни или здоровью граждан Украины

Внимание!

В экстренных ситуациях, в частности по вопросам, связанных со смертью / гибелью граждан Украины, случаях, угрожающих их жизни или здоровью, при потере, краже паспортных документов, других чрезвычайных обстоятельствах, может быть оказана помощь в неприемное время.