Новый президент Украины Петр Порошенко объявил недавно свой мирный план по урегулированию ситуации в Украине. Объявив о прекращении огня до 27 июня, президент предложил сепаратистам сложить оружие и сдаться, пообещав амнистию всем, кто не причастен к преступлениям против государства. В пятницу, 27 июня, состоялось и другое событие, имеющее для Украины большое значение – подписана вторая, экономическая часть ассоциативного соглашения с Евросоюзом. О деталях мирного плана, перспективах евроинтеграции, а также газовых баталиях с Россией в интервью 1news.azрассказал посол Украины в Азербайджане Александр Мищенко.
- Господин посол, на днях президент Петр Порошенко представил мирный план по урегулированию конфликта на востоке. Какие надежды Вы связываете с этой инициативой?
- Мирный план урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, предложенный президентом Петром Порошенко, состоит из 15 пунктов и является воплощением его предвыборных обещаний стабилизировать ситуацию и урегулировать ситуацию на востоке страны мирным путем. Основные составляющие мирного плана – это де-эскалация, стабилизация и диалог. Сегодня важно прекратить вооруженное противостояние, ввести в действие в регионе легитимные органы власти, а затем начать процесс диалога.
Со стороны исполнительной власти Украины приняты все необходимые решения и действия. Президент Порошенко обсудил предложенный им план и в самой Украине, и с западными партнерами, и с президентом РФ Владимиром Путиным. Все согласились, что реализация плана поможет решению нынешних проблем. Согласились с этим и представители восточных регионов Украины. К сожалению, с момента объявления режима прекращения применения силы 20 июня зафиксировано 39 случаев нарушения его условий со стороны сепаратистов.
- Украина ведет борьбу с внутренним или внешним врагом?
- Пресса зачастую преподносит этот конфликт как конфликт между регионами Украины и центральной властью. На самом деле это не так. Ядро противостояния на востоке Украины составляют диверсанты и наемники. Вокруг них формируются криминальные элементы, которые всегда существуют в любом государстве, но которых не заметно, пока власти контролируют ситуацию.
По нашим оценкам, не более 10% населения Украины в восточных областях участвуют в противостоянии - это люди, которые считают, что образец России им больше нравится, и это их право рассуждать подобным образом, однако это не может служить для них оправданием для нарушения Конституции и законов Украины. Свою политическую позицию необходимо доказывать в местных советах или Парламенте Украины через депутатов, представляющих эти региональные общины.
Если взять этот спектр, то властям противостоят не граждане Украины, а ведется целенаправленная диверсия против украинского государства с использованием вооруженных сил и военной техники, а также наемников.
Официальный Киев не вступает в переговоры с террористами и бандитами. Но президент объявил, что готов вести переговоры с законно действующей представительной властью регионов. Потому и было объявлено временное прекращение применения силы. Это время было необходимо, чтобы сформировать гуманитарные коридоры, через которые жители охваченных боями регионов смогут покинуть их. Также Президент Украины пообещал абсолютные гарантии неприкосновенности тем гражданам Украины, кто сложит оружие, и кто не запятнал себя убийствами мирных граждан и преступлениями против украинского государства. Им гарантирована амнистия от криминальной ответственности. Все остальные, которые были задействованы в преступлениях, обязательно понесут ответственность.
- Одним из пунктов мирного плана является децентрализация власти, чего и требовали представители восточных регионов Украины. Что конкретно подразумевает эта инициатива президент?
- Дополнения в Конституцию Украины, которые предлагает президент, предусматривают серьезные нововведения в полномочия местных органов власти. Киев предполагает перейти на систему, когда исполнительная власть в регионах будет не назначаться президентом, а избираться жителями региона. Они сами будут избирать представителей городских, областных или районных советов, которые будут избирать председателей, которые автоматически становятся главами исполнительной власти в этом регионе. Эта прямая децентрализация полномочий, и мы надеемся, что эта инициатива будет воспринята положительно.
Со стороны Президента в регионе будет действовать его Представитель для контроля за исполнением законов и Конституции Украины, чтобы местные региональные советы не выходили за рамки полномочий. Этот законопроект находится в активной фазе обсуждения, и, будет передан для анализа и оценки и в европейские институты.
Европейский опыт для нас очень важен. Так как 27 июня Украина подписывает вторую часть ассоциативного соглашения с ЕС, то мы стремимся к тому, чтобы украинское законодательство соответствовало европейским нормам и стандартам.
- На Ваш взгляд, насколько оправдано недовольство некоторых восточных регионов Украины недостаточным выделением им властных полномочий?
- Если говорить о Луганской и Донецкой областях, которые сегодня и выдвигают требования децентрализации, вплоть до отсоединения от Украины, то надо отметить, что тут десятилетиями вся власть находилась в руках «Партии регионов». Именно эту партию, представителем которой является и сбежавший из Украины экс-президент Янукович, поддерживало абсолютное большинство жителей этих областей. Там не было ни одного чиновника, представляющего партии «Свобода», «Удар», «Батькивщины» и других.
Интересный факт – что именно в тех областях, где были сильны позиции Партии регионов, сегодня им почему-то так необходима децентрализация. Потому я считаю внезапные недовольства именно в этих двух регионах прямым продолжением политики экс-президента Януковича и его ставленников на местах с целью дестабилизировать ситуацию в Украине в целом.
Как объяснить потребность жителей Донецкой и Луганской областей в пресловутой федерализации? И почему тогда она не нужна жителям Львова, Винницы, Полтавы и других областей?
В Украине никогда не было проблем недостатка власти у регионов. Это искусственно надуманная проблема, которая нашим северным соседом бралась за основу конфликта. Некоторые люди на Донбассе, которые стоят с плакатами о федерализации сами не понимают, зачем им нужна федерализация, которую они требуют.
- Какой реакции России Вы ожидаете на предложенный мирный план урегулирования ситуации?
- Мы ожидаем, что Россия как наш партнер и сосед, понимает, что жить дальше в конфронтации невозможно, и предпримет необходимые шаги. От России сейчас требуется повлиять на диверсантов и террористов, которые присутствуют в восточных регионах Украины, оказать необходимое давление, чтобы они восприняли мирный план президента Порошенко, и не на словах, а на деле, прекратили кровопролитие и насилие над мирным населением Украины.
Есть некоторые признаки того, что сегодня руководство Кремля воспринимает мирный план президента Порошенко позитивно. В частности, на днях президент Путин, как известно, обратился к Федеральному собранию с предложением отменить предыдущее постановление о возможности использования российских войск на территории Украины. Это решение было всеми воспринято позитивно. Но сегодня важна действительная имплементация этих деклараций на деле.
Решение Президента РФ В. Путина говорит о том, что в России понимают, что дальше так продолжаться не может. Если такие позитивные тенденции сохранятся, я верю в то, что конфликт можно будет разрешить совсем скоро.
- На Ваш взгляд, есть ли основания для разговоров о необходимости защиты русского и русскоязычного населения Украины?
- На Донбассе всегда было большинство русскоязычного населения, и никого никогда не притесняли. Поэтому заявления о защите русского и русскоязычного населения в Украине для знающих людей выглядят как насмешка. Это явно надуманный повод. Даже в Европе и в далекой Америке никто не верит в заявления о притеснении русских в Украине. Люди, приезжающие в Украину, не могут найти тех самых пресловутых «бандеровцев» и вездесущего «Правого сектора», которыми так пугают российские СМИ.
Напротив, у Украины есть основания для опасений о судьбе украинской общины, проживающей в России. Число украинских школ в РФ измеряется десятками, тогда как русских школ в Украине больше тысячи. Если в Украине множество каналов вещают, как на украинском, там и на русском языке, то в России такого нет.
Мы надеемся, что период алогичных действий закончился, и невосприятие Россией желания украинского общества жить по-своему, исчерпало себя. Возможно, кому-то не нравится курс Украины на евроинтеграцию, но это наш, украинский выбор. Возможно, что-то не нравится и украинцам, живущим в России, но это выбор россиян, и мы ни в коей мере не вмешиваемся в эти дела. У каждого государства есть право выбора своего пути развития. Главное, чтобы такой выбор не противоречил нормам международного права.
- 27 июня Украиной подписана вторая, завершающая часть ассоциативного соглашения с Евросоюзом. Становится ли сегодня Украина ассоциированным членом ЕС на выгодных для себя условиях?
- Если еще несколько лет назад можно было еще дискутировать на тему, выгодно ли для Украины ассоциированное членство в ЕС или нет, то сегодня это для нас жизненно необходимо. Нам нужно покончить с полумерами, выбрать определенную модель развития и неуклонно следовать ей, чтобы добиться положительного результата.
За годы правления Януковича, который тоже изначально вел политику евроинтеграции, в Украине была проведена огромная работа: было приведено в соответствие украинское законодательство, стандартизация товаров, началась модернизация производственных мощностей и т. д. Однако, потом он захотел в одночасье изменить курс страны не считаясь с настроениями в обществе, что и привело к социальному взрыву.
Я уверен, что лет за 10 Украина сможет провести все необходимые преобразования и стать конкурентным партнером на европейском рынке. Для этого у нас есть все необходимое. Сельскохозяйственная база Украины достаточно мощная, чтобы конкурировать в качестве продукции. Возможно, мы уступаем в технологии, упаковки, но это решаемый вопрос.
Более того, есть целая система поэтапного перевода сельского хозяйства и промышленного производства в Украине на стандарты Евросоюза. Украинские товары не будут «вбрасываться» на конкурентный рынок ЕС. В первые годы предполагается применение квот на определённые виды украинской продукции. Самое главное, чтобы продукция соответствовала фито-санитарным нормам. На определенные виды товаров квоты будут действовать в течение разных сроков, что дает возможность производителям крепко встать на ноги и потом уже конкурировать с производителями в ЕС на общих основаниях.
И сегодня, когда мы говорим о перспективах вступления Украины в ЕС, мы осознаем, что это долгий путь, на котором нас ждут немалые трудности, есть проблемы адаптации всей системы. Но есть и цель, ради которой эти трудности стоит преодолеть. Целью же является жизнь в экономически сильном государстве, где уважаются права человека, где действует единый закон и порядок для всех и во всех сферах жизни.
- Насколько оптимистично сегодня настроены люди в Украине относительно евроинтеграции? Есть ли какие-то сомнения в верности выбранного пути?
- На выборах население Украины поддержало президента Петра Порошенко, одним из основных пунктов предвыборной программы которого является курс на евроинтеграцию. Это говорит о том, что большинство украинского общества поддерживает этот курс. Людям близки европейские ценности, люди хотят жить в обществе, где действуют законы и правила, где есть высокие стандарты качества жизни.
После агрессии у многих украинских граждан из числах скептиков, которые раньше сомневались в необходимости интеграции в ЕС, сейчас такие сомнения отпали. По результатам соцопроса, проведенного украинским аналитическим центром им. Разумкова, более 70% граждан страны сегодня поддерживает путь евроинтеграции.
Хотя официальный Киев на сегодня не рассматривает возможность членства в НАТО, но даже здесь определилась подобная с ЕС тенденция. Если раньше большинство людей в Украине не воспринимали членство Украины в НАТО, то сегодня, после российской агрессии многие люди стали более лояльно относится к такой перспективе, понимая, что НАТО представляет собой цивилизованную силу, способную защитить от внешней агрессии.
Это структура с определенными правилами и обязательствами. В рамках НАТО действует принцип того, что угроза одной из стран НАТО является угрозой всему Альянсу и влечет всеобщую реакцию союзников.
- Переговоры между Украиной и Россией по газовым поставкам пока не приносят результата. На Ваш взгляд, что мешает сторонам договориться?
- Российский «Газпром» озвучивает цену близкую к 500 долларов за тысячу кубометров газа. Скидка же в 100 долларов, которая была недавно предложена, не является контрактной ценой. То есть Россия, по моей информации, отказывается подписывать контракт, где будет указана новая цена. Основываясь на указанной выше цене, «Газпром» предлагает скидку на несколько месяцев с возможностью ее продления.
Украину не устраивает такая неопределенность. Киев выступает за то, чтобы в новом контракте была четко задекларирована новая реальная цена, что избавит от опасения срывов газовых поставок накануне заморозков. Украина считает адекватной цену в диапазоне 260-300 долларов. Цена, которую предлагает РФ, не является рыночной, она политизирована. Учитывая указанное, диалог с российской стороной не простой, он не исключает вероятности обращения Украины в Стокгольмский суд.
В Украине есть годовые запасы в 22 млрд. кубометров. Ежегодное же потребление газа в стране равно приблизительно 60 млрд. кубометров. Если мы проведем глубокую модернизацию производства и жилищно-коммунального хозяйства и сможем добиться экономного расходования электроэнергии и газа, то думаю, что за несколько лет будет возможность сократить дефицит газа вполовину.
Из оставшихся 38 млрд. кубов нам будет нужно экспортировать всего 18-19 млрд., а это возможно за счет альтернативных поставок из Европы, из той же Германии или Словакии. Показательно, что российский газ теоретически можно купить реверсом через Словакию, и это будет значительно дешевле, чем то, что сегодня предлагает Украине российский «Газпром».
Уверен, что переговоры с Россией, напрямую или через судебные структуры, выведут нас к компромиссному для сторон варианту относительно цены на газ.
Елена Остапенко