24 августа 1991 г. Украина возродилась как независимое государство. 23 года назад, на рубеже тысячелетий, украинский народ сделал определяющий поворот в своей истории, стал хозяином своей земли, творцом независимого государства и занял свое естественное место в мировом сообществе суверенных государств.
Выход Украины из состава СССР был обоснован правовым документом - Актом о государственной независимости Украины. Легитимный характер выхода Украины из состава СССР предоставил декабрьский общенациональный референдум 1991 г. - 90% граждан проголосовали за независимость. Такое проявление национального согласия до сих пор остается образцом консолидированных действий народа ради своего будущего.
Государственное строительство было важной задачей первых лет независимости. Так, 15 января 1992 г. Верховной радой Украины был принят Указ "О Государственном гимне Украины". 28 января того же года сине-желтый флаг был утвержден в качестве Государственного флага Украины, а в феврале - Парламент утвердил трезубец как малый герб Украины.
Важнейшим достижением законодательного процесса стало принятие в 1996г. Конституции Украины. С тех пор День принятия Конституции Украины - 28 июня - является государственным праздником. 1996 год также был ознаменован другим весомым историческим событием для Украины - введением в обращение 2 сентября 1996 г. национальной денежной валюты - гривны.
К достижениям Украины за 23 года независимости можно отнести толерантное отношение государства ко всем этносам, населяющим Украину, недопущение вражды, этнического противостояния, сохранение и дальнейшее формирование украинской нации на основе законодательства, общенациональной цели, общегосударственного языка.
Важным результатом всего развития современного Украинского государства следует считать положительное отношение государства к религии и религиозным конфессиям в Украине, недопущения на правовых основах межрелигиозных конфликтов, развития религиозного экстремизма.
Как отметили Echo.az в Посольстве Украины в Азербайджане, в конце 2013 г.- начале 2014 г. украинский народ вновь показал, что готов отстаивать свое право самому решать свою судьбу и определять свое будущее. В ответ на антинародное решение экс-президента Украины В.Януковича прекратить процесс евроинтеграции украинский народ вышел на массовые протесты, получившие название "Евромайдан" и "Революция достоинства".
Однако, по указанию на тот момент руководства страны сотрудники правоохранительных органов применяли запрещенные методы борьбы с митингующими, в частности водомет, использование которого запрещается законодательством Украины при минусовой температуре воздуха. 22 января 2014 г., во время противостояний в Киеве сотрудниками МВД были убиты несколько участников акций протеста.
Финальным и наиболее драматичным этапом "Евромайдана" стали события в Киеве 18-20 февраля 2014 г., в ходе которых погибло около сотни протестующих и несколько сотен были ранены.
С целью недопущения дальнейших жертв среди населения, а также эскалации противостояния преступного режима В.Януковича и украинского народа лидерам на то время оппозиции удалось подписать 21 февраля 2014г. соглашение об урегулировании кризиса в Украине, предусматривавшее в течение 48 часов с момента его подписания возобновление действия Конституции Украины в редакции 2004 г. и формирование нового коалиционного Правительства, проведение конституционной реформы в сентябре 2014 г., а к декабрю 2014 г. - внеочередных президентских выборов, а также отказ власти и оппозиции от силовых действий. Соглашение было засвидетельствовано главами МИД Польши и Германии, представителем МИД Франции, представитель от России отказался от его подписания. 21 февраля 2014г. Верховная Рада приняла нормативный акт о возобновлении легитимного конституционного строя, что означало возвращение Украины к парламентско-президентской форме правления, однако, экс-президент Украины В.Янукович отказался его подписывать и бежал из страны в Россию.
Несмотря на то, что все важные решения принимались Верховной радой Украины, избранной в 2012 г., российская сторона была единственной, кто не признал легитимности новой украинской власти после самоустранения В.Януковича, и настойчиво называла законно назначенное правительство Украины "киевской хунтой", которая пришла к власти в результате "антиконституционного государственного переворота". Это сознательно делалось с целью оправдания своих агрессивных действий против Украины и вопиющего нарушения основ международного права.
После побега В.Януковича и членов его команды в РФ, Россия начинает широкомасштабную кампанию против суверенитета и территориальной целостности Украины.
По утверждению руководства СБУ, российская агрессия против Украины готовилась к 2014 г., в частности с декабря 2013г. в Украине работало несколько групп высокопоставленных чиновников ФСБ России, готовивших агрессию против Украины. Планомерно готовились действия по поддержке сепаратизма в Украине - с марта с.г. на территории Луганской и Донецкой областей появились сепаратистские организации и диверсионные группы, на территорию Украины переправлялось оружие.
Кроме этого, РФ уже в феврале с.г. начала вооруженную агрессию против Украины в Крыму, а с 1 марта с.г. российские войска провели масштабные силовые акции, направленные на блокирование украинских военных баз на территории Крыма, захват административных помещений, контроль транспортных магистралей и других стратегически важных объектов. Перечисленные действия РФ в Крыму были признаны ПА ОБСЕ 2 июля 2014 г. неспровоцированной военной агрессией.
11 марта 2014 г. Верховная Рада АРК и Севастопольский городской совет приняли т.н. "Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя", был назначен референдум о подтверждении государственного статуса, который состоялся 16 марта 2014 г. Назначение этого "референдума" произошло вопреки украинскому законодательству, которое не предусматривает местных референдумов, а вопросы по изменению границ Украины выносятся на всеукраинский референдум. Несмотря на указ и.о. президента Украины А.Турчинова о приостановлении решения крымского парламента о назначении "референдума", а также решения Конституционного Суда Украины, который признал объявление референдума не соответствующим Конституции Украины, и позицию Совета Безопасности ООН, референдум был проведен.
Незаконный роспуск Совета Министров АР Крым, дальнейшие решения самопровозглашенного крымского правительства и ВР АРК по "референдуму", подготовка и проведение т.н. "референдума" проходили под контролем российских вооруженных формирований, присутствие которых долго не признавалось официальными лицами РФ. Уже после референдума российский президент сам опроверг свои предыдущие заявления об отсутствии российских вооруженных сил в АР Крым вне зон их постоянной дислокации и подтвердил их влияние на подготовку к голосованию: "За спиной сил самообороны Крыма, конечно, стали наши военнослужащие. Они действовали очень конкретно, но профессионально. Другим способом обеспечить волеизъявления крымчан было невозможно". Остается поставить перед словом "волеизъявления" лишь слова "необходимого для России", чтобы осознать всю картину происшедшего в Крыму в марте 2014 г.
18 марта 2014 г. президент России В.В.Путин, "премьер-министр" самопровозглашенной Республики Крым С.В.Аксенов, глава "Государственного Совета" самопровозглашенной Республики Крым В.А.Константинов и представитель сепаратистского руководства г.Севастополь А.Н.Чалый подписали так называемый "Договор о принятии Крыма в состав России".
20 марта 2014г. договор был ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 г. - Советом Федерации.
Аргументируя аннексию АРК, российская сторона заявляла, что это действие было вызвано якобы существующими притеснениями русского языка и прав русскоязычных в Крыму, а также тем, что Крым и г.Севастополь являются "исконно русскими" территориями, а их присоединение к Украинской ССР, обусловленное экономической, территориальной и культурной целесообразностью, было нелегитимным с точки зрения советского законодательства.
Указанная дезинформация не имеет никакой доказательной базы. Так, ни одна из авторитетных международных организаций в ходе многочисленных мониторингов ситуации в сфере прав человека и национальных меньшинств не подтвердила обвинения российской стороны относительно притеснений русскоязычного населения АРК. Наоборот, ими отмечалось, что права русских и русскоязычных в Крыму не нарушались. Зато именно с начала российской оккупации Крыма на полуострове началось систематическое и поддерживаемое оккупационными властями нарушение прав человека по национальному признаку.
Кроме этого, мифом является якобы возвращение "исторических земель", поскольку непосредственно в составе РСФСР (во времена СССР) Крымский полуостров находился только 33 года (с 1921 по 1954 гг.). Наряду с этим, по состоянию на 2014 г. крымская земля была частью Украины в течение 60 лет. При этом, российская сторона умалчивает факт того, что 2 июня 1954 г. на пятой сессии Верховного Совета РСФСР делегаты единогласно проголосовали за приведение российской Конституции в соответствие с общесоюзной, а именно по изменению статьи 14 Конституции РСФСР и извлечения из нее положения о Крымской области. Таким образом, Верховный Совет РСФСР зафиксировал свое согласие на передачу Крымской области УССР.
Незаконность отторжения АРК из состава Украины было признано также мировым сообществом. Так, 27 марта 2014 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция "Территориальная целостность Украины", за которую 100 государств проголосовали "за" и только 11 - "против".
Параллельно с аннексией Крыма, в марте-апреле 2014 г. при участии спецслужб РФ, организуются пророссийские митинги в южных и восточных регионах Украины. Действия провокаторов в юго-восточных регионах Украины имели цель представить такие акции, как позицию всего украинского народа. Участники мероприятий выступали за отделение юга и востока Украины и присоединение этих регионов к России, проведение референдума по федеративному устройству Украины, придание русскому языку статуса второго государственного, а также и против новой украинской власти. В противовес этим акциям в восточных и южных регионах проукраинскими силами проведены акции в поддержку территориальной целостности Украины и ее государственного устройства.
В начале апреля 2014 г. вооруженные группы пророссийских активистов начали захватывать админздания и отделения милиции в городах Донбасса. Воодушевленные "успехом" "отделения", "самоопределения" и присоединения Крыма к РФ, сепаратисты в Донецкой и Луганской областях Украины объявили о проведении референдума 11 мая 2014 г. по государственному суверенитету, соответственно, т.н. Донецкой и Луганской "народных республик". Референдум проводился вопреки Конституции Украины, и поэтому не мог считаться легитимным. Около 90% жителей Донецкой и Луганской областей проигнорировали участие в "референдуме".
Несмотря на это, 16 мая с.г. был объявлен состав т.н. правительства "ДНР": Премьер- министром стал российский политтехнолог О.Бородай, должность Первого вице-премьер-министра "ДНР" получил генерал ФСБ РФ В.Антюфеев, а Министра обороны - офицер ГРУ РФ И.Гиркин.
24 мая с.г. террористические организации "ДНР" и "ЛНР" объявили о своем объединении в "государство" "Новороссия", а также выдвинули территориальные претензии на другие южные и восточные области - Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую, Днепропетровскую и Харьковскую.
В этих условиях руководство государства было вынуждено действовать адекватно сложившейся ситуации. 13 апреля 2014 г. руководством Украины было принято решение о начале широкомасштабной антитеррористической операции с привлечением Вооруженных Сил Украины для остановки разгула терроризма, организованного российскими спецслужбами в восточных регионах Украины.
Ряд свидетельств Службы Безопасности Украины, в частности перехваченные разговоры лидеров боевиков на востоке Украины с сотрудниками ФСБ РФ, зафиксированные, в том числе спутниковыми средствами, перемещение военной техники на Донбасс с территории РФ, захваченные украинскими военными образцы вооружений, которые не находятся на вооружении украинской армии, убедительно доказывают роль России в вопросе дестабилизации ситуации в Украине.
Наряду с проведением антитеррористической операции в Украине, Правительство Украины принимало меры для обеспечения национального единства и стабильности в государстве. С этой целью были проведены общенациональные круглые столы. По их результатам Верховная Рада Украины приняла "Меморандум мира и согласия", который гарантировал амнистию тем вооруженным формированиям, которые готовы были добровольно сложить оружие и не совершали тяжких преступлений.
25 мая 2014г. в Украине состоялись досрочные выборы президента Украины, участие в которых принял 21 кандидат. По результатам волеизъявления в первом туре победу одержал П.Порошенко, который получил 54,7% голоса избирателей.
В инаугурационной речи 7 июня 2014 г. президент Украины Петр Порошенко подчеркнул, что он вступает в должность главы государства для того, чтобы сохранить суверенитет, территориальную целостность и национальное единство Украины, обеспечить устойчивый мир и гарантировать безопасность для всех граждан. В соответствии с этим, 20 июня 2014 г. был обнародован План президента Украины по мирному урегулированию ситуации в восточных регионах Украины, включающий в себя 15 пунктов, среди которых важнейшими являются освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений, гарантированный коридор для отхода русских наемников, разоружение незаконных вооруженных формирований, освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях, децентрализация власти, досрочные местные и парламентские выборы.
Указанный План президента Украины П.Порошенко по мирному урегулированию ситуации в восточных регионах Украины был поддержан всем мировым сообществом, а также руководством Кремля. По инициативе П.Порошенко, в одностороннем порядке было объявлено о введении режима прекращения применения силы с целью начала переговорного процесса по мирному урегулированию конфликтной ситуации на востоке Украины. Однако сепаратисты сделали все возможное, чтобы обеспечить срыв инициативы президента Украины.
Как отметили в Посольстве Украины в Баку, уничтожение боевиками с помощью российского зенитно-ракетного комплекса "Бук" 17 июля 2014 г. в небе над Донецкой областью пассажирского самолета "Малазийских авиалиний", в результате которого погибли 298 человек, стало самой большой трагедией с начала кризиса на востоке Украины.
После событий Евромайдана в Украине новым руководством Украинского государства приоритетным был определен вопрос европейской интеграции Украины. Несмотря на давление со стороны РФ, Украина последовательно проводит курс на европейскую интеграцию, ключевым достижением которого в 2014 г. стало подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Указанный документ имеет целью заменить соответствующие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Украины с ЕС и позволяет перейти от партнерства и сотрудничества к политической ассоциации и экономической интеграции.
Так, уже 21 марта 2014 г. Украина подписала политическую часть соглашения, а 27 июня 2014 г. - экономическую. Следующим этапом на этом пути станет ее ратификация как со стороны Украины, так и стран-членов ЕС.
В своей внешней политике Украина на современном этапе, с учетом военной агрессии России, заново пересматривает отношения с теми или иными странами, формирует круг близких нам партнеров. Ключевым вопросом здесь, конечно, является поддержка Украины, ее территориальной целостности в это трудное время.
На сегодняшнем этапе для Украины особенно важным является дальнейшее углубление отношений со стратегическими партнерами, одним из которых является Азербайджанская Республика, которая традиционно занимает важное место во внешней политике Украины. Дипломатические отношения между Украиной и АР были установлены 6 февраля 1992 года. Посольство Украины в АР функционирует с 5 мая 1996 года, а Посольство АР в Украине открыто 12 марта 1997 года. Дружественные отношения между двумя государствами были заложены еще общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым.
Современные украинско-азербайджанские отношения как в политической, так и в других сферах сотрудничества имеют характер стратегического партнерства. Подтверждением этому является поддержка Киевом и Баку друг друга по вопросам, которые имеют жизненно важное значения для обеих стран, в частности по вопросам территориальной целостности и суверенитета стран. Украина ценит поддержку, оказанную Азербайджаном в ходе принятия соответствующих резолюций, в частности резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Территориальная целостность Украины", принятой 27 марта 2014 года, проголосовав за которую, Азербайджан наряду с другими 100 странами, поддержал территориальную целостность Украины и нелегитимность присоединения Крыма к России.
В свою очередь позиция Украины относительно урегулирования нагорно-карабахского конфликта является неизменной и основывается на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в международно-признанных границах. Сейчас украинский народ как никто другой понимает боль азербайджанского народа в связи с оккупацией части территории Азербайджана.
Азербайджанская Республика является одним из важнейших торгово-экономических партнеров Украины. Первостепенное внимание Украина уделяет сотрудничеству, как в энергетической сфере, так и в развитии торговли в целом. Взаимовыгодное двустороннее торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и АР развивается в прагматичном русле и характеризуется тенденцией к расширению направлений двусторонних экономических отношений.
Анализируя товарооборот между нашими странами, можно отметить, что если в 2003 году он составлял 164 млн. дол., то уже в прошлом году он достиг почти миллиардного рубежа (992,1 млн. дол.). Основу украино-азербайджанской торговли составляет украинский экспорт, выросший в 2013 году до 902,4 млн. дол. Положительным фактором является стабильный рост из года в год объемов, как украинского экспорта, так и азербайджанского импорта. Структура украинского экспорта в Азербайджан в последние годы характеризуется стабильностью и включает главным образом изделия металлургии (40-45%), продукцию агропромышленного (23-26%) и машиностроительного комплекса (10-15%).
Существующая в Азербайджане политическая и макроэкономическая стабильность, устойчивое развитие экономики, выгодная инвестиционная и бизнес-среда создают широкие возможности для развития сотрудничества между предпринимателями наших стран. На этой основе развивается инвестиционное сотрудничество, прежде всего, за счет инвестиций азербайджанской стороны в Украину.
В целом, в Украине проживают порядка 600 тыс. азербайджанцев, и можно смело утверждать, что частные, официально незарегистрированные капиталовложения могут составить еще такую же сумму в сферу торговли, строительства, общественного питания и т.д.
Первостепенное внимание Украина уделяет сотрудничеству с Азербайджанской Республикой в энергетической сфере, которое является основополагающим фактором поступательного развития двусторонних отношений. Правительство Украины активизировало свою политику диверсификации поставок природного газа, имея мощную сеть газопроводов и уникальную систему газохранилищ. Одновременно и Азербайджанская Республика, после освоения новых газоконденсатных месторождений в Каспийском бассейне, ищет партнеров и независимые пути поставок углеводородов на крупнейший мировой рынок потребления энергоносителей, которым является Европейский Союз.
Одним из наиболее перспективных проектов, которые запланированы в рамках инициативы "Восточного партнерства", направленного на укрепление энергетической безопасности стран Европы, является проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и МТП "Сарматия", где Украина и Азербайджан играют ключевую роль. Указанный проект направлен на организацию нового маршрута доставки легкой каспийской нефти в Украину, а также на рынки стран Восточной и Северной Европы. На данном этапе проведен ряд многосторонних и двусторонних экспертных консультаций всех стран-участников указанного проекта, что позволяет с оптимизмом оценивать перспективы его эффективной реализации.
Правительственные и деловые круги постоянно проводят работу в направлении расширения контактов между украинскими и азербайджанскими представителями бизнеса. Это служит залогом увеличения присутствия украинских производителей на азербайджанском рынке, и, как следствие, росту украинского экспорта в АР, а также расширению присутствия азербайджанских бизнесменов на украинском рынке.
Украина и Азербайджан активно сотрудничают также и в культурно-гуманитарной сфере. В этом контексте стоит отметить перспективность сотрудничества в области образования, в частности высшего, характеризующегося частыми контактами между высшими учебными заведениями двух стран. Отдельно стоит отметить деятельность Бакинского славянского университета (БСУ), который не только тесно сотрудничает со многими ВУЗами Украины, но и проводит активную работу по развитию и изучению в Азербайджане украинской культуры, литературы, истории и традиций. В частности, при БСУ функционирует Украинский культурный центр, который в настоящее время является единственным центром "украинскости" в Азербайджане. В университете также действует Украинская воскресная школа, которая была официально открыта 2 марта 2001 г. За время своей работы Воскресная школа зарекомендовала себя образовательным центром, в котором дети из украинских, а также смешанных семей имеют возможность изучать и совершенствовать украинский язык.
С целью увековечения и популяризации украинской культуры в АР установлены соответствующие скульптуры в честь выдающихся деятелей и событий Украины, в частности, барельеф Т.Г.Шевченко в г.Закатала (официально открыт в июне 1979 г.), бюст Лесе Украинке (установлен в 2006г. в Карадагском районе г.Баку), памятник Т.Г.Шевченко, который был открыт в одном из центральных районов столицы Азербайджана президентами Украины и АР 30 июня 2008 г., а также мемориальная доска на фасаде дома в центральной части азербайджанской столицы, где в 1919-1920 гг. находилась Особая дипломатическая миссия Украинской Народной Республики, открытие которой состоялось в рамках официального визита президента Украины в АР (апрель 2009 г.).
Вместе с этим, в Киеве установлен памятник общенациональному лидеру Азербайджана Г.Алиеву, а в г.Ирпень открыт парк им. Академика Зарифы Алиевой, в котором также находится памятник в ее честь. Одна из центральных улиц этого города также названа именем Академика З.Алиевой.
Динамичное развитие Азербайджанской Республики, ее растущий авторитет на международной арене, мудрая политика руководства страны, в частности направленная на реализацию масштабных инфраструктурных проектов в энергетической и транспортной сферах, принципиальная позиция по ключевым вопросам международной повестки дня открывают дополнительные возможности для дальнейшего развития и углубления украинско-азербайджанского сотрудничества, которое в первую очередь характеризуется как равное, дружеское и взаимовыгодное, а также имеющее огромный потенциал для наращивания в различных сферах.
Эхо,