Интервью газеты «Каспiй» с Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Азербайджане Александром Мищенко.
- С удовлетворением хотел бы отметить, что сложившиеся украинско-азербайджанские отношения как в политической, так и в других сферах имеют характер реального стратегического партнерства. В связи с непростой внутриполитической ситуацией в Украине, связанной с военной агрессией России против нашей страны и аннексией Крыма, динамика украинско-азербайджанского политического диалога несколько сократилась. Однако это не означает, что наши страны стали менее значимыми друг для друга. Вопрос находится исключительно в технической плоскости, связанной с процессом формирования в Украине всех ветвей власти. На сегодняшний день достаточно активно проводится работа по подготовке официального визита в Азербайджан президента Украины Петра Порошенко. Когда именно состоится этот визит пока говорить еще рано, поскольку по сложившейся практике такому визиту должно предшествовать проведение других встреч высокого уровня, в частности совместной украинско-азербайджанской межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, визитов профильных министров и др. По результатам всех этих мероприятий и будет формироваться повестка дня совета президентов Украины и Азербайджана, проведение которого, согласно взаимным договоренностям, осуществляется в рамках визитов на высшем уровне.
- В каком состоянии находится сотрудничество между нашими странами в энергетической сфере? Каковы перспективы поставок азербайджанской нефти в Украину посредством нефтепровода Одесса-Броды?
- Безусловно, одним из приоритетных направлений дальнейшего углубления партнерства между Украиной и Азербайджаном является развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса. Участие обеих стран в реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), призванного оптимизировать маршрут транспортировки каспийской нефти европейским потребителям, представляется одним из наиболее перспективных путей сотрудничества между нашими государствами, который можно рассматривать через призму реализации политики стратегического партнерства Киева и Баку.
Несомненно, плюсом для Азербайджана является возможность интеграции посредством указанного проекта в европейское энергетическое пространство и получение доступа к энергетическим активам в Европе. Украина, как неотъемлемый участник проекта, сможет обеспечить дополнительное наполнение бюджета за счет предоставления транзитных услуг. Насколько мне известно, для реализации этого проекта необходимо получить еще подтверждение от польских коллег об окончательном решении относительно соединения нефтепровода между украинским Броды и польским Плоцком. Тогда вся схема заработает, и проект будет взаимовыгодным для всех стран-участниц.
Не менее важным аспектом сотрудничества является также совместная реализация поставок азербайджанской нефти для переработки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Украине. Здесь мы видим возможности увеличения объемов экспорта углеводородов для потребностей украинской промышленности за счет поставок азербайджанской нефти не только в Кременчуг, но и в направлении западноукраинских НПЗ (Дрогобыч, Надворная). Однако существует серьезная проблема для реализации указанного проекта, практически все украинские НПЗ ориентированы на переработку тяжелой российской нефти и для перехода на легкую азербайджанскую нефть необходима существенная их реконструкция.
Поэтому сегодняшние переговоры на уровне экспертов двух стран в энергетической сфере проводятся относительно возможности поиска взаимоприемлемых вариантов реализации, в том числе совместно, проекта по реконструкции одного или нескольких украинских НПЗ.
- Насколько удачно для Украины прошел визит главы государства в США? Удалось ли получить статус союзника НАТО? В СМИ по этому поводу противоречивая информация - одни утверждают, Украина получила такой статус, другие опровергают.
- Визит президента Украины в США прошел крайне успешно. Центральным элементом визита стало, кроме прочего, торжественное выступление главы государства перед обеими палатами Конгресса США, сам факт проведения которого засвидетельствовал значительное уважение к Украине и широкую поддержку американскими законодателями европейских устремлений народа Украины. Кроме этого, Вашингтон в очередной раз подчеркнул, что никогда не признает аннексию Россией Крыма и будет поддерживать Киев в переговорах с Москвой. В контексте вопроса о статусе союзника НАТО хочу отметить, что здесь также есть положительные результаты - соответствующий законопроект успешно проходит законодательные процедуры в США, однако для этого требуется время.
- Недавно было заключено перемирие между Киевом и сепаратистскими регионами. Соблюдается ли режим прекращения огня в реальности?
- Украина прилагает максимум усилий для мирного урегулирования ситуации на востоке государства. В частности, мы выполняем все пункты Минских протоколов от 5 и 19 сентября, которые касались исключительно украинской стороны. Украинские военные строго соблюдают режим прекращения огня и реагируют только в ответ на обстрелы сепаратистов, которые продолжают нарушать режим прекращения огня. При этом хочу особо подчеркнуть тот факт, что командование ВС Украины никогда не отдавало приказов стрелять по мирному населению, жилым кварталам, речь идет исключительно о местах скопления и дислокации боевиков. В этом вся проблема, почему украинские военные не могут ликвидировать сепаратистов, захвативших территорию нашего государства. Имею в виду то, что сепаратисты используют мирное население как живой щит, прикрываясь им, в тоже время нанося удары по подразделениям украинской армии и провоцируют их на ответную стрельбу с тем, чтобы потом показывать всему миру «злодеяния» Национальной гвардии на востоке Украины.
Ответственность за нарушение режима неприменения силы и продолжения эскалации полностью лежит на России и подконтрольным ей сепаратистам. До сих пор Кремль не выполнил ключевые требования, необходимые для мирного урегулирования. В своем недавнем интервью президент Украины Порошенко заявил, что Киев ожидает от России выполнения следующих пунктов Минских договоренностей: немедленный вывод всех российских войск из Украины; освобождение всех заложников, в том числе тех, которые находятся в России, а именно Н.Савченко и О.Сенцова; создание буферной зоны на украинско-российской границе и возвращение контроля на линии границы в сферу Госпогранслужбы Украины; возобновление функционирования пунктов пересечения границы между Украиной и Россией.
Кроме этого, по словам главы государства, дополнительным свидетельством российской интервенции в Украину является так называемый гуманитарный конвой из России. В этом случае неопровержимым является тот факт, что Москва нарушает все существующие нормы и правила предоставления гуманитарной помощи иностранным государствам. Кремль отвергает не только сотрудничество в этом вопросе с Украиной, но и Международным Красным Крестом. Поэтому такие действия должны быть остановлены.
Содержание российской пропаганды свидетельствует, что Москва продолжает спекулировать на теме создаваемого ею проекта «Новороссия». Продолжение манипулирования общественным мнением как внутри государства, так и иностранной аудитории требуют от мирового сообщества надлежащего реагирования, в том числе с целью противодействия информационной войне, начатой РФ.
- Означает ли особый статус самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР» их фактическую независимость?
- Законы «Об амнистии» и «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятые Верховной Радой Украины 16 сентября с.г., следует считать доказательством стремления официального Киева реализовывать положения Минских договоренностей в полной мере. Вместе с тем, исходя из заявления президента Украины следует, что выборы местных органов власти на Донбассе не могут быть организованы иначе, чем в полном соответствии с украинским законодательством. Какие-либо иные выборы, которые будут проводиться самопровозглашенными организациями без учета положений украинского законодательства, в том числе относительно сроков проведения и наличия наблюдателей, не будут признаваться ни в Украине, ни во всем мире. Только после проведения 7 декабря с.г. местных выборов на Донбассе будет определена законная местная власть, которая сможет представлять интересы населения этого региона Украины.
Роман ТЕМНИКОВ